Инклюзивное или включенное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.
Существует восемь принципов инклюзивного образования:
— ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
— каждый человек способен чувствовать и думать;
— каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
— все люди нуждаются друг в друге;
— подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
— все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
— для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
— разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Правовая база инклюзивного образования: Всеобщая декларация прав человека (1948), Декларация прав ребенка (1959), Конвенция о правах ребенка (1989), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990), Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью (1993), Декларация о развитии включающего образования, принятая в Саламанке (1994), Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012).
В Красноярском крае реализуется Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017–2025 годы. С этим и другими документами можно познакомиться здесь
Модель инклюзивного образования МБОУ «Новониколаевская СОШ №9″ — см. во вложениях внизу страницы
Практики инклюзивного образования:
- Горпинченко Т.Н., учитель начальных классов — Практики формирования инклюзивной культуры общества;
- Заблоцкая Л.Н., учитель начальных классов — Практика оказания консультативной помощи родителям по вопросам развития, обучения и воспитания детей;
- Кормишкина В.В., учитель химии — Практика оказания консультативной помощи родителям по вопросам развития, обучения и воспитания детей;
- Кочержук Е.А., учитель начальных классов — Практика сотрудничества с семьей обучающегося дошкольного возраста / школьного возраста с ОВЗ, инвалидностью, при реализации основных и дополнительных образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий и /или электронного обучения;
- Сибиряков А.В. Сибирякова Т.А., учителя физической культуры — Практика работы по обеспечению вариативности предоставления образования детям с ОВЗ, инвалидностью (дошкольного и школьного возраста) при реализации основных и дополнительных образовательных програм