Буллинг. Тест для родителей.

 

Тест «Детские шалости или буллинг? Как понять, что ребенок в опасности» »  https://dszn.ru/testing/bullying

Травля (буллинг — англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива) со стороны другого, также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива. Травлю организует один (лидер), иногда с сообщниками, а большинство остаются свидетелями.

При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.

Травля может быть и в физической, и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.

В качестве особой формы травли выделяют групповую травлю («травля толпы»), большинством или всеми членами коллектива (микросообщества).

Как проявления травли специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку жертвы и её деятельности, отказ в доверии и делегировании полномочий и так далее

Существуют две основные формы травли:

  • Психологическая форма травли— это угрозы, насмешки, клевета, изоляция и т. д.
  • Физическая форма — толчки, побои, прочие насильственные действия, порча имущества жертвы и т. д.; иногда бывает с использованием оружия.

На выбор формы травли влияет возраст участников (травля у детей мягче, чем у подростков) и пол (мужчины чаще используют физическую форму, а женщины — психологическую).

В последнее время возникла и интернет-травля (кибербуллинг) — травля через Интернет, электронную почту, SMS и т. д.

Жертвами травли в школе чаще всего становятся[1][2]:

  • двоечники;
  • круглые отличники;
  • любимчики учителей;
  • физически слабые дети;
  • дети, гиперопекаемые родителями;
  • ябеды;
  • дети учителей;
  • страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива;
  • не имеющие современных электронных новинок или же имеющие самые дорогие из них, недоступные другим детям;
  • вундеркинды;
  • дети с нетривиальным, отличающимся от стандартного, мировоззрением («белые вороны»);
  • дети плохо обеспеченных (бедных) родителей;
  • представители национальных меньшинств;
  • представители сексуальных меньшинств.

 

Есть случаи, когда жертвами травли становились учителя.

Объединяет всех жертв одна черта: чаще всего объектами издевательств становятся дети и подростки, обладающие повышенной чувствительностью, показывающие свою «слабость» (страх, обиду или злость). Их реакция соответствует ожиданиям агрессоров, рождая искомое ощущение превосходства[3]. Чаще всего парней травят за слабую физическую подготовку, взрывной характер, принадлежность к непопулярной группе детей или немодные вещи. Девочек буллят за внешность, эмоциональные особенности, излишний вес и успеваемость. Также жертвами часто становятся дети с заиканием

 

Мальчики чаще являются жертвами и инициаторами школьной травли. Методы травли отличаются в зависимости от пола жертвы: мальчиков чаще бьют, а про девочек одноклассницы, как правило, распускают порочащие слухи[1][4].

В общем и целом причина травли — не в особенностях жертвы, а в особенностях группы. Один и тот же ребёнок может быть изгоем в одной группе и своим в другой. Или перестать быть изгоем в той же самой за короткий срок, скажем, после смены классного руководителя

 

Кто же инициирует  буллинг?

Чаще всего травлю по отношению к другому проявляют дети, у которых плохо установлены личностные границы в общении. Они не признают авторитета взрослых. Зачастую сами страдают от собственной уязвимости из-за недостатка любви со стороны родителей. У них заниженная самооценка, нет ощущения чувства собственного достоинства. Это дети с чувством внутренней неудовлетворенности, но не осознающие, что сами страдают от негативного отношения к себе в прошлом со стороны других детей или взрослых.

Как родителю понять, что его ребенка травят в школе?

Один из показательных признаков — нежелание или категорический отказ ребенка посещать школу.

Травля чаще всего сказывается на физическом и психоэмоциональном состоянии школьника. У него отмечаются: плохой сон, головные боли, повышенная утомляемость, частые болезни, повышенная тревожность, слезливость, закрытость и отгороженность от общения.

«Прежде всего мамам и папам важно выстроить открытые, доверительные отношения с ребенком. Если есть взаимопонимание и контакт с родителями, то дети сами расскажут о том, что их беспокоит. Спрашивайте их не только про оценки, но и про отношения со сверстниками, про атмосферу в классе, реакции учителей на разные ситуации, про настроение и самоощущение ребенка.

 

 

Профилактика буллинга.

Мы не имеем права не знать, что происходит с нашими подопечными, и закрывать глаза на агрессивные «выходки» подростков.

Всем педагогическим составом обращается пристальное внимание на проявление насилия. Любая информация о проявлении насилия должна быть проверена и принята к вниманию.

Обращается внимание на формирование группировок в классе и выделение «изгоев» и «белых ворон».

Классными руководителями ведется мониторинг личных страничек учеников в социальных сетях, обращается внимание на посты и комментарии.

Организовываются классные и общешкольные мероприятия по сплочению детского коллектива, совместные походы, экскурсии, выезды.

К работе по профилактике буллинга привлекается социальный педагог.

Проводится анкетирование детей на предмет буллинга.

С родителями проводятся индивидуальные беседы  и родительские

Для родителей на сайте школы размещена ссылка на тест «Детские шалости или буллинг? Как понять, что ребенок в опасности»  https://dszn.ru/testing/bullying

 

 

Просмотр и обсуждение фильмов

 

Педагоги сотрудничайте с семьями – не оставайтесь равнодушными!

Дорогие родители! Расскажите своим детям о явлении буллинга и как можно от него защититься. Объясните, что рассказать взрослому о своей проблеме – это не слабость, а мудрое решение.

Как помочь жертве буллинга

 

1-й метод. «Коллекция достоинств». Когда кто-то ведет по отношению к ребенку агрессивно — физически или морально, у него серьезно падает самооценка. Поэтому один из способов помочь чаду — составить список его хороших качеств, которые выделят его из толпы. В следующий раз при встрече с обидчиком-задирой у ребенка в голове всплывает список своих позитивных черт.

2-й метод. Соблюдать принцип непроницаемой стены. Мы говорим ребенку: представь, что ты окружен непроницаемой стеной. Там, за ней, кто-то кричит, шумит — а ты как будто его не слышишь. Можешь даже засунуть в уши наушники и делать вид, будто слушаешь классную музыку.

3-й метод. «Проблемы обидчика». Предложите ребенку: представь, все, что говорит обидчик, относится не к тебе, а к нему, к личным проблемам забияки. Потому что человек, у которого порядок в голове, вряд ли так себя будет вести. И ребенок начинает видеть и оценивать ситуацию по-другому, и даже его организм начинает издавать другие запахи! Ведь если заглянуть в психофизиологию, когда человек напрягается, у него появляется запах пота. Если он постоянно в напряжении — то и запах с ним постоянно. Вы же знаете: если человек боится собаки, она это чувствует. То же — в мире людей. На уровне законов природы мы все едины.

4-й метод. «Техника толстокожего слона». Учимся самовнушению: «Я слон, я толстокожий, и все обидное, что мне говорят, отскакивает от меня как мячик». Не зацикливаться на обиде. Чем больше жертва расстраивается — тем интереснее тирану.

5-й метод. Научите детей парировать выпады. Например, обидчица в школе говорит однокласснице: «ты страшная», а та в ответ: «а ты такая милашка». Обидчица ей: «ты дура», а та — ей: «тебе видней, ты умная»…

Смысл этих методов — толстокожести, парирования — в том, чтобы не дать словам обидчика проникнуть на вашу территорию. Как только позволили это, вы начинаете в сказанное верить и тоже становитесь невольным игроком в буллинг.

6-й метод. Играть с детьми в настольные, командные игры. Чтобы ребятишкам был важен сам процесс игры, а не возможность выиграть.

7-й метод. Дайте ребенку реализовать себя, тренировать его сильную сторону. Например, кружки, в которых он будет самоутверждаться, где у него будет расти самооценка.

 

 

Дата обновления страницы: 30.11.2020

Сведения об образовательной организации

Тел. доверия для детей, подростков и их родителей: 88002000122