Федеральные государственные образовательные стандарты
Федеральные государственные требования
Образовательные стандарты (при наличии)
Информация о федеральных государственных образовательных стандартах и об образовательных стандартах. Информация представлена копиями федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов или гиперссылками на соответствующие документы на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
История введения ФГОС
ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).
Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». Для наглядности сравним основные отличия первого и второго стандартов ФГОС.
Позиция сравнения | Первое поколение ФГОС | Второе поколение ФГОС |
---|---|---|
Знание | Передается в готовом виде: преподаватель говорит, ученики записывают | Ученик активно участвует в процессе получения знаний |
Обучение | Система знаний как бы существует в вакууме | Работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни |
Учение | Односторонняя коммуникация учитель → ученик | Чтобы овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу |
Сотрудничество | Единоличное руководство учителя | Ученики участвуют в выборе содержания и методов обучения |
Новые ФГОС общего образования 2021 года (третье поколение): основные изменения
Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.
Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты.
Более точно обозначены предметные результаты.
Появление нового понятия «функциональная грамотность»
Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.
Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов
Вариативность возможности изучения родного (русского) языка и родной (русской) литературы.
ОЦЕНИВАНИЕ в МБОУ «Новониколаевская СОШ №9»
Формирующее (для получения данных о текущем состоянии и разработки практических шагов) | Контролирующее (для определения качества изученного материала за пройденный период) |
Оценивание происходит по установленным критериям
Внутриклассное оценивание направлено на выявление динамики образовательных достижений.
Процедуры и инструменты оценивания
Внешнее оценивание | Внутреннее оценивание |
ВПР, ККР, ЕГЭ, ОГЭ | Промежуточная аттестация, контрольные работы |
КИМы | шкалы, лестница успеха, лист обратной связи, карта понятий и др |